top of page
Русский дом Дэвида Боуи

11 января 2016 г.

Сегодняшнее хмурое утро принесло ужасную новость - умер Дэвид Боуи. Я знал, что Боуи жил в начале 80-х в Лозанне и, находясь сейчас здесь, не мог не приехать к его бывшему дому. Найти этот дом было нетрудно. Château du Signal находится в верхней части города среди особняков, где скрывались от посторонних глаз всякие знаменитости. Дом был построен в 1900 году каким-то русским князем, и в нём же сто лет спустя Клод Шаброль снял свою криминальную драму "Спасибо за шоколад" с Изабель Юппер. Подробности ниже.

grkhv_bowie.JPG

Боуи сначала (в 1976 году) поселился в городке Blonay (недалеко от Montreux) со своей супругой Энджи и сыном Данканом, который и учился здесь, на ривьере. В Швейцарии Боуи искал уединения, а также спасался от непомерных британских налогов. По воспоминаниям знавших его по Лозанне людей, жизнь он вёл сдержанную и тихую. Например, один из его соседей по улице рассказывал, что ни разу музыканта так и не видел. Тех, кто бывал в этом районе, такая семейная автономность не удивляет.


Добиться этого нетрудно, дома здесь утопают в растительности и вообще архитектурно спрятаны от чужих глаз. Боуи, кстати, и жил здесь под своей настоящей фамилией Джонс, которая наконец-то ему пригодилась. После развода с Энджи Боуи купил описываемый нами замок и прожил в нем с 1982 по 1997 г. Здесь же в Лозанне (1992 год) некто Мишель Перре зарегистрировал новый брак Боуи, с сомалийской моделью Иман. Это произошло 24 апреля в мэрии на Place de la Palud. В церемонии принимало участие всего шесть человек (молодые, их свидетели, чиновник и переводчик). После отъезда Боуи в 1997 году дом был выставлен на продажу.

 

Теперь, после смерти знаменитого англичанина, русский дом окончательно обрёл ещё одну легенду. Возможно, главную - за свои 120 лет существования.

iman_bowie.jpg

В 2000 году французский кинорежиссер "новой волны" Клод Шаброль выбрал бывший дом Боуи в качестве основной съёмочной площадки для фильма "Спасибо за шоколад". Жанр картины - психологическая криминальная драма, в главных ролях Изабель Юппер и Жак Дютрон.

Фильм получил международное признание и стал одним из самых известных в карьере позднего Шаброля. Действие происходит в Лозанне. Дютрон играет знаменитого пианиста, а Юппер - его богатую, любящую, но с криминальным опытом, жену.

Сюжет довольно запутанный, легче фильм посмотреть, чем его описывать. Тем более, что картина давно имеет русский перевод и найти её несложно. Большая часть съёмок проходила в замке или возле него, также были сняты и другие лозаннские места - Ouchy, например.

huppert.jpg

Но вернёмся к Боуи. После успешных альбомов Let's Dance и Tonight, сделанных в стиле жёсткого диско, он задумал рок-альбом и позвал в сопродюсеры Дэвида Ричардса. Того самого, что работал с Queen и к кому в 1993 году после смерти Фредди Меркюри перешла студия Mountain в Монтрё, которой владели Queen. Подробнее об этом ЗДЕСЬ.

Готовился к этой записи Боуи в своём "русском доме" в 1986 году. Ему помогал Игги Поп - соавтор предыдущего суперхита Боуи China Girl. От Лозанны до студии Mountain в Монтрё всего 15 минут ходу. Также уточним, что частично альбом записывался и на Манхеттене, так что родиной пластинки можно считать и Нью-Йорк.

Дэвид Боуи позже отмечал, что любит песни с этого диска, но не доволен, как их записали. Вину он ни на кого не перекладывал, поскольку в любом случае главные решения принимал он сам. Боуи считал, что он не был точен в выборе аранжировок некоторых хороших песен, которые из-за этой ошибки "пропали".

В альбоме, конечно, хватает треков, которые, на мой взгляд, звучат адекватно и в целом обеспечивают альбому успех. После первого же прослушивания я сразу выхватил мощную Beat of Your Drum и танцевальные Never Let Me Down и New York’s in Love. Две последние по звучанию отсылают к лучшему альбому Боуи этого периода Let's Dance.

album.jpg

Притом, что услышал я эти вещи примерно тогда, когда они и вышли, т.е. были еще свежими. Это важное замечание для молодых читателей, которые в нынешнее время получают новый трек ровно через секунду после его публикации. А тогда, в середине 80-х, достать в Москве новую пластинку или хотя бы её запись, было непросто.

Высокие позиции Never Let Me Down в европейских чартах несколько контрастируют на фоне скромных американских (в масштабе такого артиста, как Боуи, конечно). Почему-то в "родной" Швейцарии альбом тоже не сильно оценили.

Но всё равно коммерчески он состоялся, все свои деньги получили, а метания Боуи оставим на его совестливости. За то, что альбом был сделан и выпущен, артисту нужно быть благодарным, если эта музыка сейчас или когда-то была тебе нужна.

bottom of page